
Тест непрерывного медицинского образования (НМО) является важным этапом повышения квалификации медицинских сотрудников. Успешное прохождение итоговой аттестации по направлению «Лечебная физкультура и спортивная медицина» во многом зависит от подготовки. На странице представлен тест с правильными ответами по теме «Основы спортивной тренировки». Задачи лечебной гимнастики при хорее включают обучения координации движений, правильному дыханию, правильным дыхательным движениям и ходьбе, расслаблению. К корригирующим упражнениям для позвоночника относятся активная коррекция позвоночника, деторсионные упражнения, упражнения в балансировании, упражнения в противовыгибании. К специальным упражнениям ЛФК у больных с черепно-мозговой травмой относятся дыхательные, на координацию и на равновесие, на расслабление, пассивные.
1. Анатомические и функциональные структуры, участвующие в поддержании баланса
- ЖКТ;
- ЦНС и система нейромышечного контроля;
- дыхательная;
- опорно-двигательная система;
- сенсорная система (вестибулярная, зрительная, проприоцептивная).
2. Баланс (балансотерапия) – это
- одна из пяти основных составляющих бухгалтерской отчётности;
- определенное соотношение взаимно связанных показателей какого-либо явления или процесса,;
- равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении;
- способность сохранять равновесие тела при выполнении упражнений на предметах или удерживать в равновесии различные предметы;
- способность удерживать центр тяжести в пределах площади опоры.
3. Балансотерапия — это
- дыхательная гимнастика с использованием равномерности дыхания;
- метод двигательного обучения произвольному контролю вертикальной позы с использование биологически обратной связи;
- метод физиотерапии;
- один из способов мануальной терапии.
4. Виды механорецепторов
- барорецепторы;
- вестибулорецепторы;
- мышечное веретено (располагаются в скелетных мышцах)
- проприорецепторы;
- сухожильный орган Гольджи;
- тактильные.
5. Гимнастические упражнения подразделяются по видовому признаку (характеру) на все перечисленные, за исключением
- корригирующих;
- на координацию;
- на тренажерах;
- подготовительных;
- порядковых.
6. Единственным параметром, определяющим тоническую асимметрию, является угол
- максимум на 15-20°;
- максимум на 20-30°;
- максимум на 50-70°;
- максимум на 60-90°;
- около 40°.
7. Задачи лечебной гимнастики при хорее включают обучения
- координации движений;
- правильному дыханию;
- правильным дыхательным движениям и ходьбе;
- расслаблению.
8. К корригирующим упражнениям для позвоночника относятся
- активная коррекция позвоночника;
- деторсионные упражнения;
- упражнения в балансировании;
- упражнения в противовыгибании.
9. К специальным упражнениям ЛФК у больных с черепно-мозговой травмой относятся
- дыхательные;
- на координацию и на равновесие;
- на расслабление;
- пассивные.
10. К специальным упражнениям для больных гипертонической болезнью относятся все перечисленные, за исключением
- дыхательных упражнений;
- упражнений для тренировки функции вестибулярного аппарата;
- упражнений на координацию и внимание;
- упражнений на расслабление;
- упражнений с большой амплитудой движений для туловища и головы.
11. К специальным упражнениям для повышения вестибулярной устойчивости у больных с поражением центральной нервной системы относятся все перечисленные, исключая
1) дыхательные упражнения;
2) корригирующие упражнения мускулатуры лица; +
3) упражнения в метании;
4) упражнения на координацию движений;
5) упражнения на равновесие.
12. К специальным физическим упражнениям для больных облитерирующими заболеваниями периферических артерий относятся все перечисленные, кроме
1) динамических упражнений;
2) упражнений в изометрическом напряжении мышц;
3) упражнений на расслабление;
4) упражнений с отягощением и на координацию движений. +
13. К специальным физическим упражнениям при вестибулярной тренировке относятся
1) дыхательные упражнения;
2) упражнения для тренировки полукружных каналов и отолитового прибора; +
3) упражнения на координацию; +
4) упражнения на равновесие; +
5) элементы пассивной тренировки. +
14. К упражнениям на координацию относятся:
1) гимнастические упражнения; +
2) метание в цель; +
3) упражнения в балансировании; +
4) элементы игры в баскетбол и волейбол; +
5) элементы пассивной тренировки.
15. Какие основные характеристики физического упражнения влияют на дозу физической нагрузки?
1) амплитуда движения; +
2) заинтересованных мышечных групп; +
3) использование гимнастических снарядов; +
4) исходное положение; +
5) количество повторений; +
6) сложность координации движений; +
7) темп выполнения упражнения. +
16. Клинико-физиологическое обоснование лечебной физкультуры при гипертонической болезни предусматривает
1) активизацию противосвертывающей системы крови; +
2) выравнивание состояния тонуса сосудов и повышение сократительной способности миокарда; +
3) координацию функции важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс; +
4) уравновешивание процессов возбуждения и торможения. +
17. ЛФК при неврозах применяется с целью всего перечисленного, за исключением
1) восстановления функции внешнего дыхания; +
2) координации функции коры и подкорки;
3) мобилизации воли больного к сознательному участию в лечении;
4) отвлечения от болезненных переживаний;
5) создания нового динамического стереотипа в поведении.
18. Механорецепторы — это
1) окончания чувствительных нервных волокон, реагирующие деформацию;
2) окончания чувствительных нервных волокон, реагирующие на механическое давление или иную деформацию, действующую извне, или возникающие во внутренних органах; +
3) окончания чувствительных нервных волокон, реагирующие на механическое движения человека.
19. Наиболее патогенетически адекватными при ожирении являются
1) силовые упражнения;
2) скоростно-силовые упражнения;
3) скоростные упражнения;
4) сложно-координационные упражнения;
5) упражнения циклического характера, тренирующие выносливость. +
20. Общий центр тяжести (ОЦТ) – по М.Р. Сапину
1) геометрическая точка, характеризующая движение тела или системы частиц как целого;
2) находится на уровне II крестцового позвонка; отвесная линия центра тяжести проходит на 5 см позади поперечной оси тазобедренных суставов (приблизительно на 2,6 см кзади от большого вертела) и на 3 см впереди от поперечной оси голеностопного сустава; +
3) точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести, действующих на систему, равен нулю.
21. Объективные инструментальные методы оценки баланса
1) cтабилометрия; +
2) «звездчатый» тест;
3) постурография (статическая и динамическая); +
4) рентгенодиагностика;
5) тест Ромберга.
22. Помогают выработать мышечно-суставное чувство все перечисленное упражнения, кроме
1) упражнений в балансировании;
2) упражнений дыхательных; +
3) упражнений на координацию;
4) упражнений на равновесие;
5) упражнений на самокоррекцию.
23. Помогают выработать мышечно-суставное чувство все перечисленные упражнения, кроме
1) упражнений в балансировании;
2) упражнений дыхательных; +
3) упражнений на координацию;
4) упражнений на равновесие;
5) упражнений на самокоррекцию.
24. Постуральные мышцы:
1) большая ягодичная мышца;
2) икроножная и камбаловидная мышцы; +
3) лопаточно подъязычная мышца;
4) мышцы разгибатели бедра, прямая головка четырехглавой мышцы, грушевидная мышца, подвздошно-поясничная мышца; +
5) мышцы разгибатели спины; +
6) трапециевидная мышца, грудные мышцы. +
25. Постуральный баланс человека
1) может быть определен как способность поддержать и управлять общим центром массы тела в пределах базы поддержки его опоры, в целях предотвращения падения или потери равновесия, при статическом и динамическом положениях; +
2) может быть определен как способность поддержать общий центр массы тела вертикально;
3) может быть определен как способность управлять общим центром массы тела в пределах базы поддержки его опоры.
26. Постурография – методики оценки способности человека управлять позой тела с помощью
1) в европейской и американской стойке на платформах ST-150, «Стабилан-01, Kistler;
2) видеоанализ движения;
3) компьютерной оптической топографии; +
4) методом объективной диагностики функциональных позных нарушений. +
27. Принципы развития и укрепления вистибулярного аппарата
1) гиподинамия;
2) заболевания органов ЖКТ;
3) здоровье вегетативной нервной системы; +
4) подвижный образ жизни. +
28. Проприоцепция — это
1) мышечное чувство — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве; +
2) ощущение равновесия;
3) ощущения стабильности организма.
29. Противопоказания к проведению балансотерапии
1) заболевания ЖКТ;
2) заболевания в стадии декомпенсации; +
3) нарушение когнитивной функции; +
4) нестабильность суставов; +
5) обострение хронических заболеваний. +
30. Реализация удержания вертикального положения
1) динамический позный контроль; +
2) перенастройка позы; +
3) произвольный постуральный контроль; +
4) работа антигравитационной мускулатуры (постуральных мышц). +
31. Рефлексы поддерживающие динамический позный контроль
1) дыхательные рефлексы;
2) предупреждающие рефлексы; +
3) предупреждающие рефлексы нацелены на сохранение центра тяжести в устойчивом состоянии по отношению к опоре; +
4) реактивные рефлексы; +
5) реактивные рефлексы нацелены на восстановление равновесия, когда центр тяжести смещается по отношению к точке опоры. +
32. Специальные упражнения при неврозах направлены
1) на дыхание;
2) на расслабление мышц (аутогенная релаксация); +
3) на тренировку подвижности нервных процессов; +
4) на тренировку равновесия, координацию движений; +
5) на улучшение мозговой гемодинамики. +
33. Субъективные методы оценки баланса
1) Balance error scoring system (BESS); +
2) Star excursion balance test (SEBT) – «звездчатый» тест; +
3) cтабилометрия;
4) постурография (статическая и динамическая);
5) тест Ромберга. +
34. Тест «стойка на одной ноге» (по методике Е. Я. Бондаревского, 1967) допустимо проводить
1) с закрытыми глазами;
2) с закрытыми глазами, чередуя опорную ногу; +
3) с открытыми глазами на одной ноге;
4) с открытыми глазами, чередуя опорную ногу. +
35. Тест ходьбы на месте (по методике Fukuda-Unterberger, 1959)
1) пациент должен поднимать бедра на угол 30°. Нормальный ритм составляет 72-84 шага в минуту;
2) пациент должен поднимать бедра на угол 45°. Нормальный ритм составляет 60 шагов в минуту;
3) пациент должен поднимать бедра на угол 45°. Нормальный ритм составляет 72-84 шага в минуту; +
4) пациент должен поднимать бедра на угол 60°. Нормальный ритм составляет 80-90 шагов в минуту.
36. У больных с черепно-мозговой травмой возможны все перечисленные виды патологических синкинезий движений, кроме
1) глобальных;
2) имитационных;
3) координационных;
4) ситуационных. +
37. Упражнения в метании большими мячами по сравнению с маленькими мячами для больных
1) легче; +
2) одинаково трудны;
3) предъявляют меньше требований к координации движений; +
4) труднее.
38. Упражнения на равновесие и координацию движений являются специальными у всех перечисленных больных, кроме
1) больных с болезнью Миньера;
2) больных с вертебробазилярной недостаточностью;
3) больных с нарушениями мозгового кровообращения;
4) больных с неврозами и психопатиями;
5) больных с опущением внутренних органов. +
39. Упражнения на улучшение чувства равновесия (баланса)
1) с использованием аппарата Здоровье;
2) с использованием компьютеризированного оборудования (КОБС, Imoove и др.); +
3) с использованием нестабильных опор; +
4) с использованием собственного веса. +
40. Центры равновесия:
1) безусловно-рефлекторный; +
2) безусловный;
3) условно-рефлекторный. +