
Тест непрерывного медицинского образования (НМО) является важным этапом повышения квалификации медицинских сотрудников. Успешное прохождение итоговой аттестации по направлению «Лечебная физкультура и спортивная медицина» во многом зависит от подготовки. На странице представлен тест с правильными ответами по теме «Адаптация спортсменов к физическим нагрузкам». Гипертрофия сердечной мышцы характеризуется увеличением общего объёма сердца, увеличением ёмкости коронарных сосудов, увеличением ёмкости полостей сердца. Для выявления диапазона физиологических резервов организма человека применяются функциональные пробы.
1. В каком возрасте у детей наибольшее увеличение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам?
- младшем школьном возрасте;
- среднем школьном возрасте;
- старшем школьном возрасте;
- юношеском возрасте.
2. В каком случае возникают тренировочные эффекты?
- любые нагрузки достигают некоторую пороговую нагрузку
- систематические функциональные тренирующие нагрузки достигают некоторую пороговую нагрузку;
- систематические функциональные тренирующие нагрузки не превышают некоторую пороговую нагрузку;
- систематические функциональные тренирующие нагрузки превышают некоторую пороговую нагрузку
3. В результате адаптации сердца к физическим нагрузкам происходит расширение камер сердца. К каким изменениям в работе сердца это приводит?
- к брадикардии;
- к снижению сердечного выброса;
- к тахикардии;
- к увеличению сердечного выброса.
4. Гипертрофия сердечной мышцы характеризуется
- перенапряжением нервно-мышечного аппарата;
- увеличением общего объёма сердца;
- увеличением ёмкости коронарных сосудов;
- увеличением ёмкости полостей сердца;
- уменьшением общего объёма сердца;
- уменьшением ёмкости коронарных сосудов.
5. Для выявления диапазона физиологических резервов организма человека применяются
- ЭКГ;
- ЭЭГ;
- контрольные тесты;
- тестовые испытания;
- функциональные пробы.
6. Как изменяется внутренняя среда организма при интенсивных физических нагрузках?
- дыхательный алкалоз;
- дыхательный ацидоз;
- метаболический алкалоз;
- метаболический ацидоз;
- не изменяется.
7. Как может проявиться отрицательное влияние неадекватных физических нагрузок у спортсменов?
- дистрофия миокарда;
- образование межпозвоночной грыжи;
- онкологические заболевания;
- развитие сколиоза;
- снижение содержания иммунокомпетентных клеток.
8. Как называется способность организма усиливать свою деятельность по отношению к состоянию относительного покоя?
- адаптация;
- иррадиация;
- лабильность;
- резервы организма.
9. Какие изменения происходят в организме спортсмена в результате долговременной адаптации к физической нагрузке?
- повышается содержание лактата в мышцах;
- повышаются функциональные возможности организма и повышается содержание АТФ и гликогена в скелетных мышцах;
- происходит экономизация вегетативных функций и метаболизма;
- снижается содержание гликогена в печени.
10. Какие основные физиологические особенности есть у тренированного организма?
- быстрая активизация функций организма в начале работы;
- быстрое снижение физиологических сдвигов до исходного уровня по окончании работы;
- медленная и равномерная активизация функций организма в начале работы;
- рациональное использование ресурсов организма;
- частичное использование ресурсов организма.
11. Какие показатели повышаются при систематической мышечной тренировке?
1) работоспособности организма; +
2) содержания гликогена в печени; +
3) сопротивляемости организма к экстремальным воздействиям внешней и внутренней среды; +
4) уровня ферментов и витаминов в организме.
12. Какие способы уменьшения физического эффекта стресса существуют?
1) алкоголь;
2) воздух и вода; +
3) выплеск эмоций;
4) релаксация или расслабление; +
5) физические упражнения. +
13. Какие существуют виды адаптации?
1) долговременная; +
2) задержанная;
3) моментальная;
4) срочная. +
14. Какие существуют общие механизмы адаптации?
1) общие; +
2) распространенные;
3) специфические; +
4) частные.
15. Какие существуют результаты стресс-реакции?
1) замедление нервно-мышечной передачи кортикостероидами;
2) запуск работы этой системы; +
3) мобилизация энергоресурсов и их перераспределение в органы функциональной системы адаптации; +
4) подавление гликолиза;
5) формирование структурной основы долговременной адаптации. +
16. Какие существуют степени у стресса?
1) начальная, основная, конечная;
2) первая, вторая, третья;
3) предельная, запредельная;
4) слабая, средняя, сильная. +
17. Какие факторы являются лимитирующими приспособительные возможности спортсмена?
1) функциональные возможности выделительной системы;
2) функциональные возможности желудочно-кишечного тракта;
3) функциональные возможности регуляторных систем; +
4) функциональные возможности системы кровообращения. +
18. Какого объёма может достигать ударный объем тренированного сердца спортсменов при его больших размерах?
1) 100 мл;
2) 150 мл;
3) 200 мл; +
4) 250 мл;
5) 70 мл.
19. Какое качество тренируют спортсмены, если патологические эффекты тренировки проявляются в заболеваниях суставов?
1) выносливость;
2) гибкость; +
3) ловкость;
4) силу.
20. Какое качество тренируют спортсмены, если патологические эффекты тренировки проявляются в заболеваниях?
1) выносливость; +
2) гибкость;
3) ловкость;
4) силу.
21. Какой вид адаптации не имеет особого значения для становления личности спортсмена?
1) генетическая адаптация; +
2) долговременная адаптация;
3) срочная адаптация;
4) фенотипическая адаптация.
22. Какой показатель используют для определения аэробной работоспособности спортсмена?
1) креатинфосфокиназу;
2) лактат; +
3) миоглобин;
4) тестостерон.
23. Понятие тренированности спортсмена включает
1) состояние здоровья и функциональное состояние организма; +
2) уровень психологической (волевой) подготовки; +
3) уровень социальной активности;
4) уровень технико-тактической подготовки; +
5) уровень физической подготовки. +
24. Предельная величина брадикардии у тренированных спортсменов составляет
1) 24-29 ударов в минуту;
2) 29-34 ударов в минуту; +
3) 35-40 ударов в минуту;
4) 41-45 ударов в минуту;
5) 46-50 ударов в минуту.
25. При выполнении каких тестов проводится оценка возникновения первого тренировочного эффекта?
1) предельных минимальных;
2) предельных, максимальных; +
3) средних стандартных;
4) стандартных минимальных.
26. При выполнении какой нагрузки проводится оценка наличия второго тренировочного эффекта?
1) при нестандартной максимальной нагрузки;
2) при нестандартной немаксимальной нагрузки;
3) при стандартной максимальной нагрузки;
4) при стандартной немаксимальной нагрузки. +
27. При каких нагрузках наблюдается наибольшая гипертрофия мышц как проявление адаптации?
1) при аэробных нагрузках;
2) при нагрузках смешанного характера;
3) при силовых нагрузках; +
4) при скоростно-силовых нагрузках.
28. С чем связана мобилизация физиологических резервов организма?
1) с адаптационной перестройкой гомеостатических механизмов организма;
2) с биологической значимостью реакций для организма; +
3) с большой устойчивостью и стабильностью;
4) с несогласованной работой отдельных органов и систем;
5) с согласованием работы отдельных органов и систем.
29. С чем связана мобилизация физиологических резервов организма?
1) с адаптационной перестройкой гомеостатических механизмов организма;
2) с биологической значимостью реакций для организма; +
3) с большой устойчивостью и стабильностью;
4) с несогласованной работой отдельных органов и систем;
5) с согласованием работы отдельных органов и систем.
30. Чем обусловлено развитие «спортивного» сердца в результате адаптации к воздействию физических нагрузок?
1) гипертрофии каждого волокна миокарда; +
2) дилатацией сердца;
3) увеличением жировой ткани;
4) увеличением количества волокон миокарда;
5) увеличением соединительной ткани.
31. Чем обусловлено увеличение массы желудочка сердца при гипертрофии?
1) дилатацией сердца;
2) увеличением жировых отложений;
3) увеличением количества мышечных волокон;
4) увеличением мышечной соединительной ткани;
5) увеличением размеров каждого волокна. +
32. Чем характеризуется гипертрофия сердечной мышцы как проявление адаптации?
1) увеличение общего объёма сердца; +
2) увеличение ёмкости коронарных сосудов; +
3) увеличение ёмкости полостей сердца; +
4) уменьшение общего объёма сердца;
5) уменьшение ёмкости коронарных сосудов.
33. Что включает классическая триада стресса?
1) изъязвление желудка; +
2) разрастание коры надпочечников; +
3) разрастание тела надпочечников;
4) увеличение вилочковой железы;
5) уменьшение вилочковой железы. +
34. Что можно отнести к специфическим механизмам адаптации к нагрузкам, развивающим силу?
1) миофибриллярная гипертрофия мышц; +
2) повышение вязкости крови;
3) снижение сосудистого тонуса;
4) утолщение костей и увеличение их бугристости, утолщение суставных сумок, связок и сухожилий. +
35. Что повышает систематическая мышечная тренировка?
1) биохимические процессы;
2) работоспособность организма; +
3) содержание гликогена в печени; +
4) сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям внешней и внутренней среды; +
5) уровень ферментов и витаминов в организме.
36. Что понимают под изменением интенсивности энергетических реакций, увеличением доли гормональных влияний, перестройкой биохимических реакций?
1) мобилизация биохимических резервов;
2) мобилизация физиологических резервов;
3) мобилизация функциональных резервов; +
4) снижение качества жизни;
5) снижение функциональных возможностей.
37. Что такое адаптация?
1) это способность организма к саморазрушению в критической ситуации;
2) это способность организма приспосабливаться к внешней среде;
3) это способность организма приспосабливаться к внешней среде и изменениям в самом организме; +
4) это способность организма приспосабливаться к изменениям в самом организме.
38. Что такое генотипическая адаптация?
1) «набор» программ развития живого организма, формируемых на протяжении многих поколений и передаваемых по наследству; +
2) реакции, для осуществления которых в организме существуют готовые, сформированные на протяжении эволюционного развития, механизмы;
3) реакции, для реализации которых в организме нет готовых механизмов реагирования, а в наличии лишь генетически детерминированные предпосылки, реализуемые при многократном использовании имеющихся механизмов срочной адаптации;
4) реализация генетических программ индивидуального развития в ответ на действие того или иного раздражителя.
39. Что такое долговременная адаптация?
1) «набор» программ развития живого организма, формируемых на протяжении многих поколений и передаваемых по наследству;
2) реакции, для осуществления которых в организме существуют готовые, сформированные на протяжении эволюционного развития, механизмы;
3) реакции, для реализации которых в организме нет готовых механизмов реагирования, а в наличии лишь генетически детерминированные предпосылки, реализуемые при многократном использовании имеющихся механизмов срочной адаптации; +
4) реализация генетических программ индивидуального развития в ответ на действие того или иного раздражителя.
40. Что такое реадаптация?
1) возвращение нарушенной функции к исходному состоянию;
2) приспособление к дефекту; +
3) функциональная надстройка, вовлечение в социальную систему новых структур;
4) функциональная перестройка, вовлечение в функциональную систему новых структур.
41. Что такое срочная адаптация?
1) «набор» программ развития живого организма, формируемых на протяжении многих поколений и передаваемых по наследству;
2) реакции, для осуществления которых в организме существуют готовые, сформированные на протяжении эволюционного развития, механизмы; +
3) реакции, для реализации которых в организме нет готовых механизмов реагирования, а в наличии лишь генетически детерминированные предпосылки, реализуемые при многократном использовании имеющихся механизмов срочной адаптации;
4) реализация генетических программ индивидуального развития в ответ на действие того или иного раздражителя.
42. Что такое стресс?
1) особое состояние напряжения живого организма, возникающее в ответ на любой раздражитель;
2) особое состояние напряжения живого организма, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель; +
3) особое состояние напряжения любого организма, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель;
4) особое состояние расслабления живого организма, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.
43. Что такое фенотипическая адаптация?
1) «набор» программ развития живого организма, формируемых на протяжении многих поколений и передаваемых по наследству;
2) реакции, для осуществления которых в организме существуют готовые, сформированные на протяжении эволюционного развития механизмы;
3) реакции, для реализации которых в организме нет готовых механизмов реагирования, а в наличии лишь генетически детерминированные предпосылки, реализуемые при многократном использовании имеющихся механизмов срочной адаптации;
4) реализация генетических программ индивидуального развития в ответ на действие того или иного раздражителя. +
44. Что указывает на тренированность спортсмена?
1) повышение артериального давления;
2) понижение артериального давления;
3) снижение частоты сердечных сокращений в покое; +
4) тахикардия;
5) уменьшение частоты дыхания.
45. Что является основным признаком дезадаптации?
1) нарушение аппетита; +
2) повышение трудоспособности;
3) повышение функциональных возможностей организма;
4) снижение трудоспособности. +